Внешняя торговля

Китай - мировой экспортер многих видов продукции. Экономика страны уже много лет является экспортоориентированной, в связи с чем постоянно растет конкурентоспособность китайских товаров.

Технологичный экспорт

В сентябре в Китае прошел деловой саммит «Шелкового пути» и Конференция по сотрудничеству и развитию Международной торговой палаты «Шелкового пути», в которых приняли участие свыше 40 стран. По итогам саммита в торговой палате выделилось несколько ключевых направлений, например, «Цифровой «Шелковый путь», Международный фонд развития «Шелковый путь», Союз мозговых центров. Это говорит о стремлении Китая быть не просто важным экспортером для международного сообщества, но и стать ведущим игроком в сфере высоких технологий.

По итогам прошлого года основными направлениями экспорта КНР стали: электрическое, энергетическое, технологическое оборудование, медицинские приборы, оптико- и фотоаппаратура, автомобили, хотя по-прежнему остался довольно значимым удельный вес экспорта продукции отраслей легкой и пищевой промышленности, нефтедобычи и черной металлургии, а также мебели.

1 ТРЛН РУБ.
потенциальный объем внешней торговли Китая с европейскими странами
20 ПРОЦЕНТОВ
доля внешней торговли Китая в совокупном торговом «портфеле»

Китай сформировал программу «Экономический пояс «Шелкового пути» еще в 2013 году. По словам Андрея Островского, зампреда ученого совета Института Дальнего Востока РАН, руководителя Центра социально-экономических исследований Китая, если этот проект в итоге будет реализован, то объем внешней торговли Китая с европейскими странами может вырасти до $1 трлн.

И Китай делает для этого всё возможное. По данным Государственного океанологического управления Китая, в течение последних десяти лет внешняя торговля страны с государствами «Морского «Шелкового пути» активно развивалась, темпы составляли практически 20% в год (18,2%), а доля внешней торговли Китая в совокупном торговом портфеле страны выросла на 6% - 20%.



Ключевые партнеры

Традиционно Китай имеет внешнеторговые отношения со странами Азиатского региона. Это подтверждает и свежая статистика: тенденция в этом плане не меняется.

По итогам прошлого года самыми крупными внешнеторговыми партнерами Китая были страны Азии, на которые пришлось $2 095,63 млрд. Правда, это на 7,8% меньше, чем за 2014 год. На европейские страны пришлось $696,55 млрд (что также меньше на 10,1%, чем годом ранее), Северную Америку — $614,41 млрд (здесь небольшой прирост — 0,6%), Латинскую Америку — $236,54 млрд (на 10,2% меньше, чем в 2014-м), Африку — $179,03 млрд (падение на 19,2%) и Океанию — $133,58 млрд (снижение объема торговли на 14,4%). Как видим, отмечается заметное снижение торговли со многими ключевыми партнерами. Более позитивно дела обстоят с США.



При этом экспорт по-прежнему является одним из основных драйверов для развития китайской экономики. Дабы сделать экспортируемую продукцию особенно привлекательной для внешних покупателей, финансовые власти страны в 2015 году пошли на некоторое постепенное ослабление юаня. Андрей Островский говорил тогда, что Китаю выгодна девальвация — экспорт должен вырасти. «Хотя на Западе шумят об ослаблении китайской экономики, я лично его не вижу, — пояснял эксперт. — Наш коллега был в Китае, когда там на 30% упал фондовый рынок. Китайцы абсолютно спокойно к этому отнеслись. Это коснулось людей, играющих на бирже, но на экономике не сказалось».

Несмотря на девальвацию, тренд на некоторое сжатие экспорта по ряду партнерских стран продолжается и в текущем году. В то же время, по данным Министерства коммерции КНР, в первом полугодии 2016 года внешняя торговля услугами Китая сохраняла позитивную динамику и выросла на 21,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 2,5 трлн юаней). Также за прошедшие месяцы 2016 года вырос объем двусторонней торговли со странами Евросоюза (на 3,5%) и Россией (на 1%). При этом китайский экспорт в Россию за восемь месяцев вырос в денежном выражении на 8,7%.



Глобальное видение

Принято считать, что «Шелковый путь» — это проект создания новых эффективных транспортных коридоров для оперативной и дешевой доставки китайских товаров на европейский рынок. В действительности же роль проекта более глобальна. И вот почему.

Экономия сегодня во главе угла и у населения, и у бизнеса. Таким образом, условно можно сказать, что товары китайского производства предназначены для представителей среднего класса, умеющих считать деньги. По подсчетам экспертов, это примерно 300 млн человек из 7,5 млрд населения планеты (45 млн человек в Китае, столько же в США и где-то вдвое больше в Европе, в других странах еще по 30–40 млн человек). В замыслах Китая — увеличить рынок сбыта, нарастить численность среднего класса в большинстве регионов (в том числе у себя).


Главная цель «Шелкового пути», да и других направлений политики Китая — интеграция в единое экономическое пространство

И китайцы имеют очень мудрое представление о том, как это можно сделать. Не через дотации и матпомощь, а через трансформацию экономики и общества. Это значит, надо идти от тенденций, потребностей, а не пытаться их диктовать. Например, дорогу строить там, где появляется движение, дома — где растет население, то же самое с объектами социальной инфраструктуры: детскими садами, школами, больницами и др. И, конечно же, это всё должно сопровождаться тотальным проникновения ИТ-технологий (97% проникновения во всех населенных пунктах, в том числе в отдаленных провинциях). В своей стране китайцам это удалось и удается, теперь, через «Шелковый путь», хорошо бы тиражировать полезный опыт в других странах.

Таким образом, проекты строительства межстрановых транспортных коридоров, как, например, Пекин — Москва, — это лишь самый верхний уровень работ по проекту и самое приближенное его понимание. Главная цель «Шелкового пути», да и других направлений политики Китая — интеграция в единое экономическое пространство, в некий самодостаточный экономический кластер, не слишком сильно зависящий от покупательской способности Европы или США, их регуляторов и рынков. Понятно, что главным или, по крайней мере, одним из важнейших центров кластера будет Китай.



Финансовая сторона вопроса

Также важный проект Китая — в целом повышение роли развивающихся стран на международной арене; это может выражаться в увеличении доли развивающихся стран в международных организациях, повышении квот в банках и других подобных мерах.

В финансовом направлении Китай наращивает вес на мировой арене, становясь не просто участником рынка, а одним из его лидеров.

40 МЛРД. долларов
объем Фонда «Шелкового пути»,созданного КНР

Национальная платежная система Китая UnionPay уже является одной из крупнейших в мире и по объему транзакций, и по количеству выпущенных карт. Также Китай создал свой банк для расширения зоны экономического влияния — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, основной капитал данного финансового института — азиатский. А объем Фонда «Шелкового пути», также созданного КНР, составляет $40 млрд.

Китайские инициативы и программы в рамках концепции «Шелкового пути» должны положительно сказаться и на развитии российской экономики через рост российско-китайских торгово-экономических связей, торговли, совместных проектов, реформ и проч. Сегодня Россия находится на 8–9-м месте по товарообороту с Китаем, однако этот показатель должен вырасти, как считают эксперты.

Что касается финансового рынка, то в России UnionPay присутствует с 2006 года, в 2013 году ООО «ЮнионПэй» включено в реестр операторов платежных систем России. Платежные карты системы в России обслуживают многие ведущие банки страны (Банк ГПБ (АО), АО «Россельхозбанк», ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК», Банк Русский Стандарт и другие кредитные организации). А буквально на днях Национальная система платежных карт и китайская UnionPay подписали соглашение о выпуске кобейджинговой дебетовой карты UnionPay-«Мир». Она представляет собой банковскую карту нескольких платежных систем, что позволяет расширить возможности ее держателей в России, странах Азиатского региона, ЕС, Америке и др.